Инструментальный состав современного духового оркестра подразумевает разные инструменты, отучающиеся друг от друга по тембру и высоте звучания, по окраске, объёмности звука. При этом первое место по высоте звука удерживает флейта-пикколо, общий диапазон звучания которой при этом ограничен.
Содержание статьи
Что такое флейта-пикколо
Флейта-пикколо, также известная как малая флейта, – это духовой музыкальный инструмент, отличительной чертой которого является высота звукоизвлечения. Диапазон звучания – от “ре” второй до “до” 5-й октавы.
Инструмент относится к типу поперечной флейты, и в целом имеет схожее с ней внутреннее устройство. Главное отличие – во внешних размерах. Для малой флейты средняя длина корпуса составляет всего 32 сантиметра, она выглядит игрушкой в руках исполнителя.
Применяется инструмент в составе различных оркестров, как духовых, так и симфонических. В некоторых классических произведениях может также выступать соло.
История инструмента
Флейта – один из древнейших инструментов в мире, однако флейта-пикколо получила распространение относительно недавно. Ближнюю историю инструмент ведет от средневекового инструмента под названием флажолет, который использовался в военных оркестрах как для исполнения разных композиций, так и для отдачи команд военным подразделениям. При этом регистр исполнения отличался от современного, были распространены флажолеты строя ми-бемоль (уже почти не встречаются в оркестрах) и ре-бемоль (до сих пор используются в военных оркестрах США).
В дальнейшем флажолет перекочевал в симфонические оркестры разных стран, постепенно видоизменяясь и трансформируясь в современную версию. Конструкция музыкального инструмента усложнилась, звучание стало более чистым, диапазон расширился. В разных странах малая флейта получила разные названия. В немецких государствах – kleine Flöte, в Италии – ottavino или flauto piccolo, во Франции – petite flûte.
Крестным отцом современной версии инструмента стал немецкий мастер Теобальд Бём. С тех пор его творение, созданное на рубеже XVIII-XIX веков, в практически неизменном виде получило широкое распространение в классических симфонических оркестрах, занимая нишу инструмента высокого регистра. Сольные вставки на флейте-пикколо присутствуют в классических композициях Антонио Вивальди, Жозефа Равеля, Николая Александровича Римского-Корсакова, Петра Ильича Чайковского.
Устройство малой флейты
Устройство флейты-пикколо достаточно простое, проще чем у традиционных флейт большего размера. В состав входят всего две основные части – корпус и головка. На головке расположено духовое отверстие, на корпусе – клапана, отрывающие и закрывающие звуковые отверстия. Благодаря нажатию на них и происходит извлечение звука нужной высоты.
На пикколо нет колена, в отличие от традиционной флейты, на котором располагаются зажимные отверстия. Также особенностью малой флейты является меньший диаметр всех отверстий и меньшее расстояние между клапанами.
Традиционно флейты-пикколо выпускались деревянными, реже при производстве применялись металлы (истории известны также изделия из драгоценных металлов, включая золото и серебро). Однако большинство современных инструментов выпускаются из высококачественного пластика.
Сечение внутреннего ствола малой флейты обратное, коническое, в отличие от цилиндрического на классической флейте. Благодаря этому на инструменте можно извлекать громкий высокий звук.
Звучание флейты-пикколо
Звучание малой флейты высокое и пронзительное. Извлекаемый звук чем-то напоминает свист – поэтому многими композиторами она привлекалась для создания атмосферы бури, грозы, свистящего ветра (высокий тембр).
Звуковой диапазон инструмента на октаву выше, чем у обычной флейты. Низкие звуки флейта-пикколо не способна взять технически (нижнее ограничение – нота “ре” второй октавы, верхняя – “до” пятой октавы).
Область применения
В большинстве симфонических оркестров флейта-пикколо применяется эпизодически, играет роль вспомогательного инструмента. Нередко она выступает в паре с гобоем, также её звучание часто сопровождается ритмом барабанов или перкуссии.
Сольную линию, да и то ограниченную, малая флейта имеет лишь в некоторых произведениях, например, в фортепианном концерте №1 Равеля или фортепианном концерте №4 Родиона Щедрина, советского композитора.
Обучают игре на флейте-пикколо в школах и консерваториях по классу «Флейта». В оркестре за ней также редко закрепляется «свой» музыкант. Как правило, при необходимости в руки её берёт один из основных флейтистов. Затем откладывает её и возвращается к игре на классической флейте.
Флейта-пикколо остаётся актуальным инструментом и активно выпускается мировыми брендами, занимающимися производством атрибутов для исполнения музыки. Например, производителями Yamaha, Burkart, Peal PFP и другими.
Интересный факт – малая флейта применяется в качестве флейты для детей, для их обучения.